Сведения о материально-техническом обеспечении и оснащении образовательного процесса

Материально-техническое, методическое, информационное и кадровое обеспечение дистанционного обучения (ДО):

Дистанционное обучение необходимо рассматривать в единстве его компонентов — как проектирование и как процесс. Проектирование процесса обучения включает следующие операции: определение целей и содержания обучения той или иной учебной дисциплины, выбор методов обучения, создание комплекса средств и разработка технологии обучения, составление методических рекомендаций для учащихся и преподавателей по их использованию.

Успешное проведение дистанционного обучения требует прежде всего наличия материально-технического и программного обеспечения.

Материально-техническая база ДО ООО “Академия “Технолоджи Консалт” обеспечивает формирование образовательной среды, содержащей следующие основные компоненты:
деятельностный;
коммуникативный;
пространственно-предметный.
Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Важнейшие из них: учебный, коммуникативный (взаимодействие в группе), исследовательский и проектный виды деятельности.

Организация различных видов деятельности в условиях дистанционного обучения предполагает разработку индивидуальных учебных планов и программ, сочетание дистанционного и очного обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся. Кроме того, необходимо осуществлять планирование, реализацию и мониторинг включения учащихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.

Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента: гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности и самостоятельного обучения; партнерство педагога и ученика; свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.

Пространственно-предметный компонент — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации дистанционного обучения средства: информационно-образовательная среда; средства индивидуального и коллективного письменного, аудио- и визуального онлайн-взаимодействия; средства коллективной работы над материалами; виртуальная медиатека как средство доставки контента учащимся и как средство творческого самовыражения учащихся.

Материально-техническая база ДО включает следующие составляющие (рис.):

Рис. Компоненты материально-технической базы ДО
каналы связи;
систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды;
компьютерное оборудование;
периферийное оборудование;
программное обеспечение.
ООО “Академия “Технолоджи Консалт”, реализующее электронное дистанционное обучение, имеет пропускную способность каналов связи не ниже 512 Кбит/с на одного пользователя, находящегося в здании для организации взаимодействия в режиме видеоконференций, и 10 Мбит/с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного ДО.

Обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже 512 Кбит/с, для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с.

Для того чтобы работать с материалами курсов дистанционного обучения, обучающиеся должны иметь возможность пользоваться услугами Интернета дома или в специализированных компьютерных классах (при наличии современных информационных средств — планшетных компьютеров, телефонов и т.д. в Интернет можно войти с любого места).

Значительно увеличивает возможности дистанционного обучения по ряду учебных дисциплин наличие периферийного оборудования. К необходимому периферийному оборудованию, активно используемому в системе образования необходимо отнести:
периферийное оборудование общего назначения— веб-камеру, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровую видеокамеру;
специализированное оборудование, используемое при изучении отдельных предметов— веб-камеру с возможностями большого увеличения (цифровой микроскоп), комплекты цифровых датчиков для физики, химии и биологии, графический планшет, программируемые конструкторы, музыкальную клавиатуру.
Место расположения периферийного оборудования зависит от используемой модели ДО. Наибольшую сложность вызывает обеспечение рабочего места учащегося, расположенного у него дома при обеспечении доступности общего образования для детей-инвалидов.

Возможность получения образования с использованием дистанционных технологий в домашних условиях может быть реализована в большинстве случаев только при условии, когда для оборудования рабочих мест учащихся компьютерным и периферийным оборудованием, а также обеспечения канала связи используются средства родителей.

При создании системы дистанционного образования ООО “Академия “Технолоджи Консалт” предусмотрело техническое и программное обеспечение для следующих процессов:
подготовка всех учебно-методических материалов в электронном виде;
организация доступа учеников к учебно-методическим материалам через компьютерную сеть;
организация оперативной связи по сети с учениками для проведения консультаций;
объяснение доступа студентов к справочно-библиографической системе электронной библиотеки.
При таких требованиях к техническому обеспечению необходимо создание специализированного компьютерного комплекса, состоящего из двух основных подсистем.

ООО “Академия “Технолоджи Консалт” имеет отдельный достаточно мощный сервер (веб-сервер) для поддержания всех рабочих процессов и хранения баз данных и несколько рабочих станций для работающих над дисциплинами преподавателей и технического персонала, переводящего уже имеющиеся учебно-методические материалы в электронный вид. В этом сервере предусмотрены все меры обеспечения сохранности баз данных и резервного копирования. Для перевода материалов в электронный вид одна из рабочих станций имеет сканер.

Вторая подсистема обеспечивает управляемый доступ учеников к системе ДО. Главным ее элементом является отдельный сервер баз данных, соединенный с сетевым сервером учебного заведения, подключенным к Интернету. На этом сервере формируется информационная и учебно-методическая база данных системы ДО, включающая в себя также все организационные документы. В сервере есть система санкционирования доступа для студентов, принятых на дистанционное обучение. Кроме того, на этом сервере имеется получение и пересылка сообщений по электронной почте для организации консультаций и оперативной связи с учениками, а также возможность пользоваться справочно-информационным массивом электронной библиотеки.

В информационно-компьютерной технологии, кроме традиционных средств обучения, используется целый ряд новых средств, а именно: электронные издания учебников и учебно-методических пособий, средства Интернет (электронная почта, мультимедиа и др.), обучающие программы и системы, виртуальные лаборатории и др. Все эти средства можно объединить под названием «компьютерные обучающие системы».

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ, в частности:
компактность хранения в памяти компьютера или на диске;
гипертекстовые возможности, мобильность, возможность тиражирования;
возможность оперативного внесения изменений и дополнений;
удобство пересылки по электронной почте.
Автоматизированная обучающая система включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Компьютерные обучающие системы — программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе, позволяют:
индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности;
сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;
демонстрировать визуальную учебную информацию;
моделировать и имитировать процессы и явления;
проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
прививать умение в принятии оптимальных решений;
повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
развивать культуру познания и др.
Аудио- и видеоучебные материалы записываются на носители информации (диски, флэшки и т.д.). Компьютерные сети — средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Глобальная сеть Интернет является интегральным средством, широко используемым в ДО.

Система дистанционного обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий нуждается в техническом обслуживании и администрировании сети и серверов учебного заведения. В ООО “Академия “Технолоджи Консалт”, основным носителем образовательной информации является веб-сервер. На нем созданы и функционируют веб-страницы с учебным материалом по всем дисциплинам и всей необходимой для организации учебного процесса информацией. Чтобы информация на веб-страницах не устаревала, ее систематически обновляем. При подготовке учебных материалов преподавателям может потребоваться помощь технических специалистов по созданию различных мультимедийных фрагментов. Для этого технически преподаватели обеспечены оборудованием для проведения теле- и видео конференций, для обмен электронными письмами, для участия в форумах, для предъявление информации через доску объявлений, и т.д.

Важным звеном в системе технического обеспечения дистанционного обучения является служба программистов. Сотрудниками этой службы — программистами осуществляются: перевод электронных учебных материалов или другой информации, полученных от преподавателей в формат, пригодный для использования в сети Интернет; создание электронных оболочек для автоматизированного тестирования; разработка программных средств для оптимальной передачи файлов; создание базы данных.

Техническое и программное обеспечение дистанционного обучения предполагает также организацию специальной службы для разработки по сценариям преподавателей мультимедийных учебных курсов (обучающих программ) или их фрагментов, а также виртуальных лабораторий.